Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Профессиональный выбор как социальное действие

Несомненно, что человек, если попытаться обозначить все его потребности через одну, интегрирующую, создает свою индивидуальную выраженность через потребность в самореализации и, занимая в социуме то или иное место, фокусирует свои интересы на такой ценности, которая присуща всем, – это ценность социальной значимости. На уровне обыденного сознания люди подчас не осознают до конца эту ценность. В их сознании и практической жизни она распадается на составляющие: знание своего дела, востребованность, уровень жизни, возможность сохранения здоровья, удовлетворенность или неудовлетворенность властью на ее различных уровнях, «праведность», «справедливость» и др

Общество контролирует доступ к социальной значимости с помощью двух способов социального признания.

Первый способ – личная экспертиза. В этом случае собрание правомочных экспертов признает право конкретного индивида на обладание определенными ценностями. Примеры личной экспертизы – решение суда, экзамены, присуждение ученой степени, выборы должностного лица и т.п. Второй способ – «безличный» (или рыночный). В нем процедура социального признания сводится к акту купли-продажи. Если продукт или рабочая сила, предлагаемые данным человеком, признаны рынком, то тем самым признана и его социальная значимость.

Социальная значимость, по мнению П.И. Смирнова, выступает как «главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Противоположное понятие – социальное ничтожество. Люди «в норме» избегают социального ничтожества и стремятся к социальной значимости. На уровне обыденного сознания они не слишком отчетливо понимают свое подлинное стремление и ориентируются на более доступные их восприятию ценности, которые далее называются модусами (т.е. формами проявления или существования) социальной значимости. Обладание ими, например, властью или богатством, заметно увеличивает способность человека влиять на ход событий в обществе. Деятельность по достижению социальной значимости – основной источник энергии эволюции общества, поскольку в результате достижения конкретными людьми отдельных модусов меняется вся система деятельностного взаимодействия – основа социальной структуры».

Рассматривая этот вопрос, нельзя не сказать о динамике коллективных представлений, которые, как давно известно социологам, обладают не только продолжительной устойчивостью, «долгожительством», но и развертываются в онтологическом поле социума по своим законам, изменяя это поле независимо от индивидуальных сознаний. Э. Дюркгейм называл коллективные представления объективно существующим социальным фактом. Тем не менее, коллективное представление, независимое и не вытекающее из индивидуальных представлений, порождается все же «действиями и противодействиями» элементарных индивидуальных представлений, которые, в свою очередь, конституированы как социальной тканью, так и уже имеющимися представлениями.

Ориентация на новые ценностные установки зависит от множества «переменных», и с достаточной степенью определенности можно говорить о ней лишь в пределах конкретной социальной общности или группы.

В России формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.

Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Происходящие перемены, связанные с реставрацией частнособственнических отношений привели и приводят к ослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальной справедливости и равенства.

С.И. Сергейчик пишет: «Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал».

Оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени их престижности. Как известно, престижность играет немаловажную роль в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью.

Социологические исследования, проведенные в России в конце XX в., показали, что процессы, происходящие ныне в стране, существенно изменили привлекательность различных профессий.

В 60-е гг. ХХ в. первые места отводились профессиям летчика, физика, радиотехника, инженера, научного работника. В 80-е гг. их сменили профессии летчика, военного, юриста, работника милиции и врача.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10