При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноЕдинственный акт состоит из следующих элементов.
S – ситуация. Ситуация, если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя: С – условия, М – средства, i – нормативные или идеальные элементы, ie – символические выражения нормативных или идеальных элементов».
Если пользоваться данными обозначениями, то структура единичного акта представляется следующим образом:
А = S (C+M) + i + ie.
Рассмотрим профессиональный выбор в данном контексте.
Цель. Т. Парсонс при рассмотрении схемы социального действия исходит из того, что действие всегда является процессом, совершающимся в некотором временном промежутке. Он рассматривает процесс действия через призму его связи с целями. «Понятие “цель”, – утверждает Т. Парсонс, – всегда предполагает соотнесенность с будущим состоянием, которое либо в настоящий момент не существует и не будет существовать, если актором что-то не будет для этого сделано, либо, наоборот, желаемое состояние существует, но оно не остается неизменным, если актор не предпримет для этого каких-то действий».
Строя планы на будущее, многие молодые люди не отдают себе отчета в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, а будущее, определенным образом вытекающее из настоящего. Эти представления включают определенные жизненные притязания и согласуются с определенными сроками их реализации.
По справедливому, на наш взгляд, утверждению Э. Гидденса, «различия между “целями”, “мотивами” и “основаниями” довольно нечетки в повседневных рассуждениях, зачастую эти термины выступают как взаимозаменяемые. Вопрос ”Какова была цель этого поступка?” равнозначен вопросу ”Каковы были основания такого поступка?”».
Применительно к проблеме нашего исследования целью единичного акта является движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором. Данная траектория детерминирована мотивами и потребностями, т.к. каждое социальное действие включает в себя поведенческие и мотивационные элементы, которые соответственно связаны с практиками действия.
Классической мотивационной теорией заслуженно считается теория потребностей А. Маслоу, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию, направляющую профессиональное поведение человека: физиологические потребности; потребности в безопасности и стабильности; потребности в принадлежности (ассоциации); потребности в общественном признании; потребности самореализации.
Нами была предпринята попытка изучения мотивации выбора профессии и учебного заведения учащимися Шахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса и права, имеющая цель – выявить намерения и ориентации учащихся в отношении образования и будущей профессии. Сбор данных проводился методом группового анонимного опроса (техника самозаполнения).
Опрошено 50 респондентов в возрасте 17–19 лет (2/3 опрошенных составляли девушки, остальную часть – юноши). Обоснование выбора профессии представлено следующей оценочной шкалой:
1) у меня есть склонность к этому виду деятельности;
2) данная профессия поможет мне приобрести достойный социальный статус;
3) посоветовали родители;
4) повлиял авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию;
5) работа по данной профессии может обеспечить меня материально;
6) посоветовали друзья и сверстники.
Можно отметить, что в выборе профессии большое значение имеют интерес к ней, индивидуальные способности и склонности к данному виду деятельности (23,8 балла).
Значительная часть респондентов призналась, что на выбор профессии решающее влияние оказали другие лица – родители (15,9 балла) или знакомые, работающие по данной профессии (14,3 балла), что свидетельствует о несформировавшейся собственной профессиональной идентичности.
Среди мотивов выбора существенна доля таких, как социальный престиж профессии (22,2 балла) и высокий заработок (14,3 балла). Как известно, престижность является важнейшим фактором профессионального выбора. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью. В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержание труда, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств зарабатывать и строить определенный, «престижный» образ жизни.
Анализ ответов учащихся Шахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса на вопрос о планах на будущее показал, что 20 % респондентов желают работать по выбранной специальности; 28 % сомневаются в том, что они смогут найти работу по специальности, но не отказываются работать по ней; 30 % собираются работать по специальности и продолжать обучение в высшем учебном заведении. И только 2 % респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Все это позволяет надеяться на пополнение кадров специалистами, получившими специальную профессиональную подготовку.