Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Профессиональный выбор как социальное действие

Результаты анкетирования школьников выпускных классов, проведенного В.И. Писарчук, Л.И. Скляр в 1989 г., показали следующие результаты. Учащиеся 11-х классов наиболее привлекательными считали профессии экономиста – 13 %, торгового работника – 11 %, инженера – 11 %, учителя – 10 %, шофера – 4 %. Девятиклассники отметили привлекательность профессии медицинского работника – 10 %, шофера – 10 %, инженера – 8 %. Главным критерием при выборе профессии была названа высокая зарплата.

Данные мониторинга, который был проведен Фондом «Общественное мнение» в 1997 г., показали, что при ответе на вопрос «Какие профессии, на Ваш взгляд, сегодня наиболее популярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди?» были отмечены следующие сферы деятельности: частное предпринимательство – 51 %, финансы – 41 %, маркетинг, менеджмент, управление частной кампанией – 27 %, право, юридическая деятельность – 32 %, сфера услуг, сервис – 10 %.

В пятерку наименее популярных сфер вошли: производственная (рабочие специальности) – 3 %, искусство – 3 %, инженерная – 2 %, спорт – 2 %, наука – 1 %.

К концу ХХ в. снизился рейтинг естественно-научных и технических профессий, причем в такой степени, что эти профессии стали, по сути, непопулярными.

На протяжении вот уже трёх с половиной десятилетий старейший и наиболее известный в Германии социологический институт – Алленсбахский институт демоскопии (Institut für Demoskopie Allensbach) – регулярно составляет рейтинг престижности профессий.

Раз в несколько лет сотрудники института предлагают опрашиваемым список из 18 профессий и просят назвать те пять видов деятельности, которые вызывают наибольшее уважение. По результатам опросов, в Германии стабильно самой престижной считается профессия врача. На втором месте с большим отрывом идёт профессия священника. Третье место занимают университетские профессора, четвертое – адвокаты, пятое – предприниматели.

Пятёрка самых непрестижных профессий состоит из книготорговцев, профсоюзных функционеров, политиков, офицеров, а также преподавателей гимназий. Автор опроса видят в этом весьма тревожный сигнал, ведь в современном западном обществе, которое всё чаще называют не индустриальным, не постиндустриальным, а информационным обществом, роль образования стремительно растёт. Ещё один тревожный сигнал – продолжающееся вот уже три десятилетия падение рейтинга профессии инженера.

То есть мы видим, что отечественная ситуация престижности профессий не имеет принципиальных отличий от результатов такой европейской страны, как Германия.

У многих молодых людей при выборе профессии доминирует перспектива переместиться в более престижные слои общества. К тому же, если учесть, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержание труда, сколько он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств его построения. Этим объясняется популярность профессий юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей, но они, в представлениях молодежи, могут позволить человеку много зарабатывать и иметь социальную значимость.

В свете вышесказанного можно выделить группы молодых людей, относительно цели получения профессии:

– представители первой группы видят итогом своего обучения диплом, подкрепленный соответствующими профессиональными знаниями;

– представители второй группы нацелены только на получение документа о высшем образовании, как символического выражения нормативных элементов.

В начале обучения о своей будущей профессии носители обеих моделей имеют весьма расплывчатое представление. Фрагментарные сведения добываются из следующих источников: работа родителей или родственников по аналогичной специальности, кино и телевидение.

Студенческие представления о вузовском образовании и о будущей профессии наполнены мифами и иллюзиями. Принятие решения о поиске места работы и профессиональной карьере обычно откладывается до окончания университета. В лучшем случае эта проблема возникает на старших курсах. Тогда расплывчатые первоначальные представления о будущей профессии сменяются сомнениями и разочарованиями, которые выливаются в стрессы и фрустрации. На этой почве появляется идея о смене профессии при помощи получения второго высшего образования. В результате рождается новый миф о том, что несколько дипломов помогают достичь желаемого жизненного статуса. Таким образом, данные исследования показывают, что социальная ориентация молодежи на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной. В большинстве случаев молодежь выбирает профессию не столько потому, что ее привлекает именно содержание труда, сколько выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств. Студенты осознают, что от уровня образования зависит их будущее: заработок, образ жизни, социальный статус и т.д. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа прямо зависит от его профессии и уровня образования.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10