Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Профессиональный выбор как социальное действие

Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи.

Так, большинство опрашиваемых в 60–80-е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности.

Исследования конца 90-х гг. ХХ в. указывали на значительный рост инструментализации мотивов труда: в качестве важнейшей его составляющей была выделена заработная плата (93 %), далее были названы возможность чувствовать себя при деле (85 %) и перспектива профессионального роста (83 %). На последнем месте в структуре мотивов оказалось стремление не утруждать себя работой (33 %). Обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремится реализовать себя в труде, в тот период интерпретировалось как свидетельство отсутствия для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Отмечалось, что материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

По результатам исследований Б. Ручкина, проведенных в 1998 г., 59,9 % из числа 17-летних и 65,3 % из числа 24-летних указали, что решающим мотивом при выборе места работы явилась «большая зарплата».

Исследование О.И. Карпухина, проведенное в 2000 г., показало, что многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и боятся оказаться в рядах безработных. В целом, в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных юношей и девушек полагают, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл деятельности, нельзя забывать и о заработке. Каждый десятый согласен на любую работу, лишь бы она хорошо оплачивалась, для каждого пятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность реализовать, в первую очередь, свои личные интересы и планы. В поиске работы молодежь склонна полагаться в основном на себя (50,5 %). Поэтому для большей уверенности молодые люди стремятся получить высшее образование (51,4 %), овладеть иностранным языком (30,4 %), компьютером (29,5 %), приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7 %), получить правовую подготовку (14,6 %).

Каждый четвертый из опрошенных молодых людей планирует организовать после получения специальности свое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической и экономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера и предпринимателя (соответственно 16,6 и 27,7 %).

На основе полученных результатов О.И. Карпухин делает вывод, что идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало – своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого – обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Этот вывод вызывает у автора печальную озабоченность: «у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной».

Г.Г. Силласте в 2004 г. опубликовала данные опросов учащихся сельских школ, проведенных в двадцати регионах. В результате опроса вариативные модели поведения сельских учащихся после окончания школы распределились следующим образом: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %, «не работать и не учиться, но иметь все, что хочется» – 6,5 %, «небольшой, но твердый заработок» – 3,0 %, «небольшой заработок, но много свободного времени» – 3,0 %. На основе полученных данных автор выделяет две ведущие поведенческие модели, на которые ориентируется большинство сельских учащихся после окончания школы: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %.

Потребность в профессиональном образовании выступает в качестве необходимого условия полноценной социализации личности.

Ориентации на труд в условиях нашей страны обладают рядом особенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, в котором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата и престижность.

Для юношеского возраста ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания.

Ценности, обладая зачастую достаточно сложно определяемыми социальными характеристиками (например, богатство, статус, власть, самореализация и др.), существенно влияют как на поведение отдельного человека, так и на общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной активности. Конечно, не все ценности человека отрефлексированы, нередко даже рационально мыслящие индивиды не способны полностью объяснить выбор своих ценностных ориентиров и социальных предпочтений. И, тем не менее, люди, и целые социальные общности ведут себя, сообразуясь со своими ценностями, что дает основание считать их важнейшим механизмом направленной социальной активности и изучать на основе анализа реального поведения и социальных реакций субъектов. Любая интернальная ценность индивида всегда потенциально экстериоризирована, готова превратиться в конкретные поступки и взаимодействия. Таким образом, ценность в свернутом виде содержит в себе отношение, готовую проявиться активность, оценку и самооценку субъекта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10