При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноПреобладает инструментальное отношение к высшему образованию, когда основным критерием является рыночная востребованность профессии, а такие факторы, как академический статус вуза или квалифицированный преподавательский состав, сколько-нибудь заметной роли не играют. Образование воспринимается как необходимое условие получения работы, не обязательно по изучаемой специальности.
Потребность в обладании профессией является комплексной. Ее по праву можно отнести к категории как материальных, так и духовных потребностей.
Таким образом, обосновано действие механизма профессионального выбора, который в зависимости от социокультурного потенциала субъекта, усвоенных ранее норм и ценностей, мотивации, определяет траекторию профессиональной самоидентификации личности.
Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано со становлением системы значений и смыслов, ибо в их основе лежат обобщенные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. они функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения, поэтому ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека; обосновано положение о том, что процесс самоидентификации личности, происходящий на фоне многообразия ценностей (материальных, духовных, виртуальных), связан с присвоением и реализацией данного социокультурного богатства в качестве ресурса и средства жизнедеятельности. В современных российских условиях ценности профессионального образования приобретают все более выраженный социально-статусный контекст, все в большей степени вытесняющий в сознании молодежи социокультурную и профессионально-деятельностную компоненту.
Мотивы можно разделить на внутренние и внешние:
– внутренние мотивы выбора профессии – ее творческий характер, возможность общения и самореализации;
– внешние мотивы – социальная значимость профессии, ее престиж, доходы от профессиональной деятельности.
В социокультурном измерении профессиональный выбор представляет собой реализацию мотивации к восхождению по социальной лестнице и выражает интериоризацию общих норм и ценностей общества.
Представляется неверным понимание самоопределения как «определение относительно самого себя». Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит.
Таким образом, это подтверждает, что в среде российской молодежи имеет место тенденция к индивидуализации, самореализации, оценки профессии как социального капитала. Все это позволяет утверждать, что молодежь нашей страны является носителем профессиональных ценностей, характерных для постиндустриального общества.
Напомним, что в единичный акт Т. Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией .
Таким образом, можно полагать, что в свете теории социального действия профессиональный выбор как «единичный акт» имеет следующую структуру:
социальный действие профессиональный выбор
А = S (C+M) + i + ie.
Целью применительно к нашей проблеме является движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором.
Ситуация (S), если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя:
- С (условия) – влияние социального окружения, информированность, место жительства;
- M (средства) – интеллектуальные и физические способности, финансовые возможности;
- i (некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией) – социально признанная необходимость получения профессии;
- ie (символические выражения нормативных или идеальных элементов) – образ специалиста, его социальный престиж и условия работы.
Что это означает применительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебного заведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выбор места, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развития действия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этого процесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея, представление о пути и способах получения профессии, а также о содержании предполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах. Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но это предвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т. Парсонса, – это и есть конкретная цель.