Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Туризм как показатель социального статуса

Что в наше время нужно человеку кроме как денег? Наверное, возможность самоутверждения, признания. В данной главе мы рассмотрим, как туризм может построить личную идентичность, т.е. как путешествия могут оформить социальный статус человека.

Начиная с 1970-х годов, по мере того, как индустриальные общества Запада сменялись постиндустриальными, работа как основной социальный признак стала уступать место досугу. На смену «профессии» как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие «жизненный стиль», объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Работа свелась лишь к средству получения доходов – безличному и отчужденному, а большинство жизненных ценностей («спонтанность», «интимность», «творчество») оказались сосредоточенными вне ее – в кругу семьи, в сфере досуга (хобби, занятия спортом, организация отпуска).

Вот что пишет британский социолог Джон Урри в книге «Взгляд туриста: отдых и путешествия в современных обществах»: «Путешествия сегодня занимают 40 % свободного времени. Если люди не путешествуют, они теряют статус: путешествия стали признаками статуса. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы». Поскольку ценности этого сравнения имеют тенденцию становиться ценностями всего общества, проведение отпуска вдали от дома уже является не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной к исполнению. Современный туризм представляет собой сложный ритуал со своим жестко разработанным сценарием, за отступление от которого турист подвергнется критике со стороны своих собратьев. Если американец отправляется в Европу, он «должен увидеть» Париж, а в Париже Эйфелеву башню и Лувр, а в Лувре – Венеру Милосскую и Мону Лизу.

Подобная обязательность распространяется не только на приятный, но и на «отрицательный» туристический опыт. Если житель Среднего Запада приезжает на Юг узреть «диких индейцев», он расстраивается, когда выясняет, что продемонстрированные ему в качестве «диких» индейцы в свободное время от работы «индейцами» ходят в европейской одежде и смотрят по спутниковому телевидению новости CNN.

Однако, несмотря на частые разочарования нынешний турист продолжает стремиться к неизведанным красотам природы и культуры.

Граждане России получили возможность путешествовать не так уж давно. Советский опыт таких поездок за границу был связан с унижением ,слежкой и попыткой государства формировать впечатления путешественников. Совершать путешествия – одно из основных видимых завоеваний «перестройки» - для большинства обывателей гораздо более существенное, чем двусмысленная свобода слова и мало кому понятная многопартийность. В условиях скудной обеспеченности жильем и не устоявшейся профессиональной «табели о рангах» отпуск за границей стал определяющим классификационным признаком формирующегося в России среднего класса.

Но для того чтобы сформировать статус мало самого факта путешествия, необходимо как-то транслировать окружающим собственные впечатления. Этим целям служат привезенные из поездки сувениры, фотографии и любительские видеофильмы. Складывающиеся на наших глазах виртуальные сообщества путешественников – это своеобразный светский салон, где обсуждается «мода сезона», оттачиваются нормы поведения нового российского среднего класса, принимаются коллективные решения о том, что соответствует, а что не соответствует этим нормам, и кого, следовательно, можно включить в число «своих».

Перейти на страницу: 1 2