Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков

Контроль в воспитании также важен, как и отношение к ребенку, так как он реализуется в процессе социализации и является необходимым ее инструментом. Контроль над ребенком является одним из условий формирования самосознания личности. Условно мы разделяем контроль на отношение к дисциплине и конкретное выражение в виде санкций.

Таким образом, мы выделили четыре основных стиля руководства, воспитания. Один из них положительно влияет на. социализацию, а три других - отрицательно:

демократический стиль - эмоциональное отношение к ребенку (любовь и принятие) и разумный контроль (ребенку задаются определенные рамки его поведения и в пределах этих рамок ему предоставляется полная свобода);

авторитарный стиль - эмоциональное отношение характеризуется как негативное в сочетании с чрезмерным контролем;

гиперопека - демонстрируется любовь к ребенку в сочетании с сильным контролем;

гипоопека - нелюбовь к ребенку и отсутствие контроля.

Рассмотрим, в чем заключается особенность каждого стиля и к каким последствиям приводит их применение.

Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется излишним применением контроля к ребенку и недостаточным проявлением теплых эмоциональных отношений. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в школе, как правило, выражается стремлением учителей:

а) во всем контролировать детей, проверяя каждый шаг;

б) следить за их попытками сделать что-либо по своему;

в) ограничивать активность и самостоятельность;

г) предписывать образ действий;

д) часто запрещать;

е) ругать за малейшие промахи и недостатки;

ж) прибегать к различным санкциям [40].

Поведение учителей, применяющих этот стиль не содержит в себе готовности принять ребенка, помочь ему или убедить в чем-то. В результате у ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а это ведет к убежденности в своей мало ценности и ненужности. У ребенка, воспитывающегося в таких условиях формируется неопределенная Я - концепция и ее негативная направленность. Усугубляет ситуацию еще и то, что этот стиль характеризуется тем, что учителя чаще применяют наказания, чем поощрения. Поэтому любая новая ситуация ассоциируется у ребенка с возможностью наказания, что сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. Еще одним негативным последствием этого стиля воспитания является то, что ребенок, испытывая негативные чувства к себе, переносит их на других людей.

Гиперопека или позиция чрезмерного оберегания является по мнению многих авторов, и но нашему мнению, одной из худших. Роберт Байярд утверждает, что «она основана на ряде предположений, унижающих достоинство детей и учителей, оказывает и на тех и на других пагубное воздействие» [5].

В случае использования этого стиля воспитания ребенок воспринимается как беспомощное существо, которое не способно жить самостоятельно и нуждается в педагогическом руководстве.

Раттер указывает на то, что «гиперопека - это, как правило, избыточный контакт с ребенком, слишком длительный уход за ним как за «маленьким» и подавление независимого поведения. Избыточный контакт может носить как физический, так и социальный характер» [38],

Ле Шан определяет гиперопеку, как «стремление взрослых подавить потребность ребенка расти и экспериментировать» [28].

Она видит две причины в использовании взрослыми гиперопеки:

- взрослые используют ребенка для выполнения поручений, носящих личностную значимость;

- гиперопека скрывает враждебность по отношению к ребенку.

К этому перечню причин гиперопеки можно добавить еще и следующие:

· беспокойство, обусловленное школьной ситуацией и тревожно-

· мнительными чертами характера;

· боязнь несчастья с ребенком;

· страх одиночества;

· потребность в признании;

· доминирование в отношениях;

· необщительность;

· невротизм.

Мы определяем гиперопеку как сочетание чрезмерного контроля и демонстрации любви к ребенку. Мы говорим «демонстрация любви», так как гиперопека может быть действительно вызвана сильным вниманием к ребенку и боязнью его потерять (уйдет в другую школу), а может быть и так, что учителя на самом деле не любят своего ученика, но из-за чувства вины «изображают» или «демонстрируют» большую любовь к нему через гиперопеку. Последствия гиперопеки бывают самые разнообразные и тяжелые. Как правило, у ребенка запаздывает социальная зрелость, возникает зависимость от взрослых, пассивность, отсутствие инициативы, податливость. Может сформироваться поведение типа «избалованное дитя», которое влечет чрезмерную самоуверенность и высокое мнение о своей личности, заносчивость, дерзость с одной стороны, а с другой стороны, беспокойство, постоянное чувство тревоги, вплоть до психического заболевания. Может быть и так, что у ребенка формируется низкая самооценка плюс зависимость от взрослых, что приводит к тому, что человек, достигая взрослости, оказывается совершенно не готовым к самостоятельной жизни. Все дети воспитываемые в условиях гиперопеки, имеют трудности в общении с другими детьми, медленно адаптируются к новому и с трудом привыкают к школе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4