Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Концепции рождаемости

Попытки объяснить изменения, происходящие с рождаемостью, предпринимаются уже давно. Большинство авторов эволюцию рождаемости неразрывно связывали с социально-экономическим развитием общества. Еще Адам Смит высказал мнение, что "бедность, по-видимому, благоприятствует размножению . Бесплодие, столь частое среди светских женщин, весьма редко встречается у женщин из низших слоев народа. Роскошь, может быть, порождает в прекрасном поле страсть к наслаждениям, но, по-видимому, всегда ослабляет и часто совершенно уничтожает способность к деторождению" [10, с. 72].

К настоящему времени существует несколько концепций рождаемости [2, с. 201-207]:

• концепция демографического перехода.

По этой концепции все страны в своем развитии проходят три фазы, каждая из которых соответствует определенной стадии развития общества и определяет соответствующий тип воспроизводства населения.

На первой фазе (аграрное или традиционное общество) коэффициенты рождаемости и смертности очень высоки, и между ними соблюдается определенное равновесие. Население характеризуется большим числом детей и быстрой сменой поколений. Численность населения в этот период остается стабильной.

На второй фазе (так называемое переходное общество), благодаря значительным социально-экономическим преобразованиям (индустриализация, урбанизация, развитие здравоохранения, образования и др.) сохраняется высокий уровень рождаемости, при этом начинает резко снижаться уровень смертности. Разрыв между уровнем рождаемости и смертности возрастает, что приводит к быстрому росту населения.

На третьей фазе (современное общество) рождаемость начинает сокращаться, а смертность, достигнув своего минимума из-за развивающегося процесса старения, несколько возрастает. В результате устанавливается новое равновесие между рождаемостью и смертностью.

Теория демографического перехода, таким образом, утверждает наличие сильной обратной зависимости между уровнем социально-экономического развития и рождаемостью. И это, несомненно, так. Однако связь между рождаемостью и экономическим развитием оказывается более сложной, нелинейной, существенную роль в ней играет фактор времени;

• биологические детерминанты рождаемости и детерминанты репродуктивного поведения.

В 1956 г. американские демографы К. Денис и Дж. Блейк предложили систему факторов, включающих биологические характеристики рождаемости, основу которых составляют характеристики формирования и расторжения брачных союзов (средний возраст вступления в брак, распространенность сознательной контрацепции и т. д.);

• концепция промежуточный переменных (Дж. Бонгаартс).

Согласно ей наиболее важными переменными являются брачность, искусственные аборты, контрацепция и продолжительность грудного вскармливания;

• макроэкономическая или факторная концепция.

Определяет зависимость между занятостью женщин в общественном производстве и рождаемостью. Выясняет зависимость между рождаемостью и смертностью, т. е. смертность рассматривается как демографическая детерминанта рождаемости. По мнению авторов данной концепции, принимая решение о числе детей в семье, родители уже учитывают (сознательно или инстинктивно) существующий уровень детской и младенческой смертности, так как для них важно число выживших детей, а не число рождений. Однако может возникнуть и такая ситуация, что многодетность семьи может оказаться причиной высокой смертности детей, а не наоборот;

Перейти на страницу: 1 2