Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Гуманистическая сущность социальной работы

В большинстве стран с различными специфическими социально-культурными и экономическими условиями труд социальных работников не является высокооплачиваемым. Поэтому гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности играют роль главного побудительного мотива при выборе профессии социального работника.

Термин «гуманизм» используется многими авторами достаточно широко. Иногда его используют в качестве синонима доброты и милосердия. Для того, чтобы более полно понять значение и смысл гуманизма, рассмотрим его происхождение и содержание.

Гуманизмом в конкретно-историческом смысле слова называют мощное литературно-философское и культурное движение, развернувшееся в XIY-XYI веках, в период Возрождения. В условиях кризиса феодализма, актуализации всесторонних преобразований в европейских странах сформировалось, на основе идейного наследия античных мыслителей, новое мировоззрение, в центре которого был человек, его взаимоотношение с обществом. Общественному вниманию был предложен человек, свободный от сословных и социальных ограничений. Было провозглашено, что сам по себе человек свободен от ограничивающего, искажающего воздействия социальной среды.

В противовес аскетическим религиозным догматам возрожденческий гуманизм отстаивал право человека на счастье в реальной жизни, а не в потустороннем мире. Причем земные, телесные радости полноправно входили в понятие счастья. Полнота бытия человека не мыслилась без женской красоты и плотской любви, вкусной пищи, дружеского общения. Основным регулятором человеческого поведения признавался свободный разум, а не репрессивная, запретительная церковная мораль. Человек рассматривался как средоточие мира, творец земного бытия, как мера всего сущего. Гуманизм этой эпохи утверждал права, свободы и достоинство личности, характеризовал их как естественные условия функционирования цивилизованной общественной жизни. Значение такого рода гуманизма подкреплялось верой в естественный прогресс общества, основанный на развитии экономики, индустриального производства просвещения и образования.

Идеи возрожденческого гуманизма лежат в основе традиций европейского рационализма эпохи Просвещения и последующих периодов, которые обогащали основанное на разуме понимание природы человека и его взаимоотношении с обществом. Признание естественных, прирожденных человеку прав, послужило идейной основой как для антифеодальных революционных движений, так и для формирования гуманистической традиции, гуманистического мировоззрения в широком смысле слова.

Следует отметить, что являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, гуманизм имеет конкртно-историческое содержание, которое определяется социально-экономическими условиями и характером общественных отношений. Как духовно-культурное явление, гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, проявляясь в виде этической нормы, социального идеала, духовной ценности, свободы воли, взаимопомощи и сотрудничества, уважения к правам и достоинству личности, равенства и равноправия, справедливости и т.д.

Для всех гуманистов было присуще уважение к достоинству человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии, стремление создать благоприятные условия для жизни человека в обществе и защиты его прав. Их объединяли идеи свободы человеческой личности, равенства и братства, право на удовлетворение жизненно важных материальных и культурных потребностей людей на право развития их «естественной природы», физических и духовных способностей.

К середине ХХ века в основных законах большинства стран и международных документах права человека, провозглашенные гуманистами, получили правовое признание. В связи с этим следует упомянуть Общую декларацию прав человека, принятую в 1948 году Организацией объединенных наций, Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод, Международные пакты о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах человека.

Социальная работа является тем социальным механизмом, который трансформирует потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Основным показателем цивилизованности общества всегда являлись отношение к человеку, наличие у него определенных прав и свобод, уровень духовности и содержание духовных ценностей. В каждой цивилизации имелось свое понимание гуманизма, которое воплощалось в социальную жизнь присущими ей средствами и механизмами.

Таким образом, гуманизм – это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

С позиций современного гуманизма, благо человека является критерием оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, но не средством, предметом для манипуляции или подавления. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного: гуманизм как бы предъявляет обществу и каждому отдельному человеку высокие требования, соответствовать которым непросто и в социальном плане, и в личностной практике. Гуманизм является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но источником развития общества он становится лишь в том случае, когда превращается в убеждения всех людей, деятельность которых направляется на создание более совершенного по своему содержанию бытию. Гуманизм предполагает наличие у каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др.

Перейти на страницу: 1 2 3