Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Введение

Положение семьи в Российской Федерации в современ­ных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами.

Однако, важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человече­ских ценностей. Выходя на столбовую дорогу человече­ской цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и на­чать с малого, т.е. возрождения первоосновы человеческого общества — семьи.

Что же такое семья? “Семья — это основанная на браке и/или кровном семьи родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отно­шению друг к другу”.[1]

Прежде всего следует обратить вни­мание на различие понятий “семья” и “брак”. Часто пер­вое — более широкое понятие — сводят ко второму. Но семья —это не только супружеские отношения; при попытке дать определение семьи необходимо рассматривать и вертикальные свя­зи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, т. е. отношения между братьями, сестра­ми, зятьями, невестками, деверями, золовками, шурина­ми, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого оби­хода, что в принципе отражает реальность — обеднение семейных и разрушение родственных связей.

В семье человеческая индивидуальность присоединяет­ся к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культу­ре, начиная с ее элементарных продуктов — ложки и гор­шка, а вместе с ними сказках о Белом бычке, о Колобке. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра­щаются в личностные характеристики, формируют даль­нейшие жизненные поступки и поведение. Семье принад­лежат “монопольные” права и обязанности на приобще­ние своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.

В то же время каждая семья создает собственную куль­турную среду в рамках общей культуры определенного на­рода, конфессии, государства. Семья придает своим чле­нам, причем не только новорожденным, но и тем, кто всту­пив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому “войти в семью” — означает принять и усвоить ее субкуль­туру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще все­го отторгает.

Семьей также называется “социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осущест­вляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные от­ношения, деторождение и первичная социализация детей, значитель­ная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслу­живания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого воз­раста”.[2]

К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жи­лища, одежды); создание культурной непрерывности, пе­редача новым поколениям общественного культурного на­следия; стабилизирование социальной структуры с помо­щью своих детей определенным социальным положением. Материальное состояние, образование родителей во мно­гом определяют будущую карьеру детей; создание эмоцио­нального комфорта и безопасности для своих членов, та­ким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.

Знаменитую гамлетовскую фразу: “Распалась связь вре­мен!” — можно читать и как крик души о распавшейся семье. Все семейные функции, собственно говоря, сводят­ся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного разви­тия человечества. Благодаря реализации семейных функ­ций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, со­храняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приори­тетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной яв­ляется биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.

Перейти на страницу: 1 2 3