Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Дискуссии о предмете социологии конца 70-х – начала 80-х годов

Как показало время, отождествление социологии с историческим материализмом было малоконструктивно и не могло обосновать складывающиеся самостоятельные направления социологических исследований. Поэтому в научной литературе конца 70-х начала 80-х годов вполне закономерно вновь заговорили о предмете социологии, ибо к этому времени произошло вычленение «социального» в узком смысле слова, как расположенного с экономическим, политическим, духовным[8]. И в поисках ответа на вопрос: «А какая же наука занимается социальным развитием?» - появился реальный соблазн обратиться к социологии. К тому, что «социология – это наука о законах развития и функционирования социальных общностей, структур, систем и организаций»[9], стало склоняться всё больше и больше учёных.

Ранее в 1968 г. В Московском университете обсуждался вопрос о «структуре марксистской социологии». Несколько участников дискуссии отождествляли марксистскую социологию с историческим материализмом. Другие полагали, что научный коммунизм есть не что иное, как социология современного общества. Неожиданно социологом Ю. Левадой была высказана третья точка зрения, что социология возможна только как эмпирическая, независимая от идеологии наука. За это он в скором времени поплатился «запретом на профессию». Затем были предприняты попытки свести социологию к функции обслуживания других наук, к обязанностям предоставлять эмпирический материал для философского, политического и исторического осмысления происходящих социальных процессов.

Наряду с этими непрекращающимися попытками свести социологию то к историческому материализму, то к научному коммунизму, то к функции обслуживания других наук, родилось стремление откорректировать понятие социологии в соответствии с новыми реалиями, с опытом проведения эмпирических исследований.

В отечественной литературе конца 70-х начала 80-х годов, как было сказано выше вновь стало актуальным заговорить о предмете социологии, так как к этому времени произошло вычленение «социального» в узком смысле слова, означающим аспект, сторону общественных отношений (экономических, политических, идеологических и др.), собственно «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества»[10]; взаимодействие общностей[11]; группы людей, образующих «собственно социальную структуру» или «типы социальности», определяемые через взаимодействие индивида с обществом[12]; «отношения между социальными группами по поводу их общественного положения» и «между людьми как представителями различных социальных групп общества», «способов взаимодействия социальных общностей[13]». Как видим, определения социального вращаются в основном вокруг таких понятий, как «общество», «группа», «индивид».

Анализ социологических исследований показывает, что реальностью стали, во-первых, исследования процессов экономической жизни, связанных с проблемами труда, его организацией и стимулированием, занятостью, экологической и демографичеческой ситуациями и т.д. Во-вторых, социология исследует общественно социальные процессы: социальную структуру, распределительные отношения, социальный статус человека, образ жизни, национальные и межнациональные проблемы и т.д. В- третьих, социологические исследования дают возможность глубже понять и раскрыть сущность политических процессов и явлений, связанных с развитием демократии, решением проблем власти, участием населения в управлении, деятельностью общественных организаций и т.п. И наконец, социология, активно изучает духовную жизнь общества: предметом её исследований становится широкий круг проблем образования, культуры, науки, литературы, искусства, религии и т.д.

Отсюда следует, что социологию нельзя ограничить одной из сфер общественной жизни, т. к. круг её интересов касается всех без исключения проблем бытия человека, социальных групп, слоёв и общностей, институтов и процессов, их деятельности, организации их трудовой и повседневной жизни людей. Иначе говоря, и экономическая, и политическая, и духовная сферы также требуют социологического осмысления.

Период 70-х начала 80-х годов был достаточно тяжёлым для социологии в Советском Союзе. Общество было готово получить от социологов объективную информацию, потому что в глазах общественности социология представляла своеобразным зеркалом. Кроме того, от неё ожидали рецептов улучшения жизни. Социологи указывали на новые предметные области: индивидуальное, неповторимое, ситуативное в общественной жизни, на необходимость изучения региональных особенностей и многообразия социальных групп в противоположность традиционным историко-материалистическим исследованиям всеобщих законов развития общества.