Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XX в. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным:

1) Психолого-ориентированная;

2) Социолого-ориентированная;

3) Комплексно-ориентированная.

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами»[14]. Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом»[15]. Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. Наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников

Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован». Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6