Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Конструктивная функция конфликта поколений

Явление это для нашего общества, вообще цивилизации исключительное, принципиально новое, необъясненное и незамечаемое, а потому особо опасное по своим последствиям, о которых можно только догадываться.

Главное, в чем проявляется разрыв поколений, - это не напряженные отношения между собой, а практически полное отсутствие культурного ядра, которое по законам преемственности должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам». В возникшем вследствие этого у «отцов» чувстве своей неполноценности, ущербности, чувстве взаимной ненужности, глубокого взаимного отчуждения, взаимной немоты и глухоты. Старшим нечего дать - младшим нечего взять. Молодое поколение поставлено перед необходимостью создавать заново слишком многое, если не все. Страны, которую создавало старшее поколение, нет; идеи и ценности, которые они исповедовали, отвергнуты; экономика, которую они самоотверженно строили, разрушена; наука в руинах; образование и культура осмеяны и т. д. Не работают не старые идеи и ценности. Все это очень опасно. Если молодое поколение не приемлет некие «генеральные» ценности, не может отделить в наследии полезное и опереться на это, то общество предельно замедляет темп своего развития, топчется на месте и (в зависимости от продолжительности этого периода) регрессирует, а то и деградирует. Оно, конечно, движется, но не вверх-вперед, а либо в сторону, либо вниз, либо назад-вниз.

Остановимся, на данных, касающихся межпоколенческих отношений, то есть отношений старшего поколения и молодежи. По данным доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 год «Разлома поколений не просматривается. Скорее демонстрируется умиротворенность, хотя и с некоторыми ассиметричными оттенками. Молодые в основном уважают, сочувствуют и выражают симпатию, тогда как старшие – сочувствуют с легким раздражением».[7] Как видно из доклада, несмотря на сложнейшие условия существования переходного периода в России конфликт поколений не слишком выражен, происходят процессы адаптации к глобальным изменениям. Что касается социального самочувствия молодых, то в докладе сказано – «Ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого уровня…». Распространение аномии, то есть рассогласования нравственных ценностей, нарастание неопределенностей в отношении того, что считать правильным, а что – нет. Сегодня просматривается размытость у части молодежи важных нравственных ценностей. Резко понизили свой статус в глазах российской молодежи такие ценности, как общественная справедливость, ответственность перед обществом, равенство, социальная терпимость, помощь ближнему, охрана природы и т.д. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, мудрость, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу. Вот такой причудливый парадоксальный профиль молодого поколения вырисовывается сегодня. Сегодня важно понимать, что молодое поколение уже совсем другое и очень разное по своим интересам и ценностям, но как никогда сегодня ему требуется особая забота и внимание для наименее травмирующего и наиболее успешного вхождения во взрослую жизнь. И чтобы не прервалась времен связующая нить очень важно продвигать, открывать молодежи наилучшие образцы мировой культуры (и материальной в том числе), осуществляя по возможности равный доступ к знаниям. «Множество молодых людей просто не представляют, как можно строить планы на будущее, думать о завтрашнем дне… Для них все в значительной мере мимолетно, преходяще, поверхностно»[8]. Поэтому старшему и среднему поколениям нельзя терять связи с молодежью, нужно искать те ниши, те проблемы, в которых они могут быть полезны молодежи.

Может быть предложено два выхода из конфликтной ситуации.

В первом случае – создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

Второй выход из конфликта старшего поколения и молодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, не нарушающего его собственные интересы.

Перейти на страницу: 1 2 3