Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Число вакансий снизилось

Низкая цена рабочей силы не стимулирует повышение производительности труда, его механизацию: ведь если рабочие руки дёшевы, то многие операции выгоднее производить вручную, а для увеличения производства не нужно проводить никаких технических усовершенствований – достаточно набрать побольше рабочих.

Долгое время в нашей стране считалось, что необходимо любыми способами избежать безработицы, достигнув полной занятости всего трудоспособного населения. Однако полная занятость – один из главных тормозов изменения структуры хозяйства: устаревшие и неэффективные виды производств нельзя было закрывать, чтобы люди не остались без работы. В результате структура хозяйства России всё больше отставала от развитых стран, которые не останавливались перед массовыми увольнениями для того, чтобы закрыть устаревшие предприятия. К сожалению, без роста безработицы быстрые изменения структуры производства невозможны. Задача государства здесь не в том, чтобы «поддерживать на плаву» неэффективные предприятия, а в том, чтобы быстрее проводить профессиональную переподготовку и поощрять создание рабочих мест в перспективных производствах.

География безработицы в России зависит, во – первых, от демографической ситуации и, во – вторых, от структуры хозяйства.

Районы с высоким естественным приростом населения имеют, как правило, и высокий уровень безработицы. Главная причина этого в том, что каждый год большие контингенты молодёжи входят в трудоспособный возраст (а «выходит» из него на пенсию гораздо меньшее число людей). Экономика этих районов, как правило, не очень развита: большой удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже среднероссийского. Поэтому скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения.

Низкий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения (например, на Крайнем Севере России). Поскольку большинство населения этих районов в основном приезжие, они возвращаются к себе на родину.

Как правило, безработица выше там, где наибольший склад производства: в отраслях военно-промышленного комплекса, лёгкой промышленности, машиностроения. И наоборот, в регионах с большей долей добывающей промышленности (кроме угольной) и агропромышленного комплекса, занятость в которых сокращается в гораздо меньшей степени, ситуация более благоприятна.

Но высвобождение работников не самый главный фактор безработицы. Большее значение должна иметь скорость создания новых рабочих мест. В некоторых регионах России этот фактор стал уже определяющим. Например, в Москве и Санкт – Петербурге велика доля военно-промышленного комплекса, лёгкой промышленности, машиностроения и науки, т.е. тех отраслей, сокращение занятости в которых происходит очень быстрыми темпами. Однако в этих городах и создаётся множество новых рабочих мест, особенно в непроизводственной сфере, поэтому уровень безработицы здесь очень низкий.

Новая ситуация на рынке труда России, когда в большинстве регионов людей, ищущих работу, гораздо больше, чем свободных рабочих мест, приводит к конкуренции между работниками. Работодатель теперь имеет гораздо большую возможность выбора и предъявляет более высокие требования к работникам: к их знаниям, умениям, дисциплине и организованности. Всё больше появляется рабочих мест на малых предприятиях, где уже недостаточно быть простым исполнителем, а требуется принятие самостоятельных решений, т.е. творческий подход.

Кроме того, условия жизни и требования к работникам так быстро меняются, что полученное однажды образование уже не может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. Поэтому современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е. заниматься самообразованием. А лучший способ «научиться учиться» - это стараться самому овладеть как можно большим числом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше видов деятельности освоил человек, тем уверенней, «устойчивей» он чувствует себя на рынке труда.

Перейти на страницу: 1 2 3