Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Введение

Последнее десятилетие XX века, ставшее для России этапом глубоких перемен, изменило не только политическую и экономическую ситуацию в стране, но и сознание россиян.

Одним из важнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развития общества является изучение социального настроения людей. Социальное настроение выступает индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества. Несмотря на то, что в данной области накоплен богатый исследовательский материал, нет исследований, посвященных анализу современной ситуации. Например, до сих пор остается открытым вопрос о природе, сущности, структуре социального настроения.

В настоящее время одним из основных источников информации являются СМИ. Печать, радио и телевидение в современном мире превратились в мощный инструмент воздействия, который влияет на формирование социального настроения населения современного российского общества. Телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида, поэтому оно стало наиболее значимым средством по охвату населения и возможностям воздействовать на сознание и социальное настроение людей. Проблема влияния СМИ на сознание и поведение населения, последствий от его влияния начинает активно изучаться в современной социологии и социальной психологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации. Тем не менее, исследования о влиянии отечественных средств массовой информации на социальное настроение граждан не проведено, поэтому данная работа является актуальной.

Феномен социального настроения долгое время изучался в рамках исследований об общественном сознании и коллективной психологии: Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев и другие. В последнее десятилетие его анализ получает все большее развитие. Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых, как Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко, которые не только определили сущность социального настроения, но также обозначили структурные компоненты и виды социального настроения. В исследовании В.Э. Шляпентоха и С.Я. Матвеевой рассматривается один из видов социального настроения – социальный страх.

В анализе средств массовой информации, проведенном В.П. Конецкой, Т.В. Науменко, Л.Н. Федотовой и др., последовательно и четко раскрываются сущность, функции массовой коммуникации, модели массовой коммуникации. Воздействие средств массовой информации на социальное сознание населения исследовали С.Г. Кара-Мурза, В.Э. Шляпентох и С.Я. Матвеева. В последнее время большое внимание феномену социального настроения уделяется в интернете, поэтому в ходе работы активно использовались Интернет- источники.

Научная новизна исследования проявляется в структурировании феномена социального настроения, его классификации по различным основаниям и определении основных факторов, влияющих на социальное настроение, в том числе СМИ.

Цель дипломной работы состоит в определении механизмов формирования социального настроения населения через СМИ. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) выяснение сущности, структуры социального настроения;

2) обозначение классификаций социального настроения;

3) определение социального настроения жителей г. Иваново;

4) оценка степени влияния средств массовой информации на социальное настроение населения;

5) анализ механизмов формирования социального настроения жителей г. Иванова через СМИ.

Объектом исследования является население г. Иванова старше 15 лет.

Предметом исследования выступает социальное настроение жителей г. Иванова, механизмы влияния СМИ на социальное настроение людей.

Основными методами исследования являлись: анкетирование и контент-анализ.

При написании данной работы мы опирались на следующие методологические принципы:

— принцип объективности, предполагающий изучение объективных закономерностей и факторов, обуславливающих социальное настроение населения;

— принцип системности, проявляющийся в анализе социального настроения, как сложного феномена, учитывая все факторы, воздействующие на данную систему;

— принцип историзма, заключающийся в рассмотрении феномена социального настроения в контексте условий современного этапа развития общества;

— принцип единства теоретического и эмпирического в социальном познании, предполагающий выстраивание на основе теории методик эмпирического исследования социального настроения, сопоставление полученных данных с теорией.

Дипломная работа состоит из трех глав, включающих девять параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе исследована сущность, природа социального настроения, предложена структура социального настроения, обозначены факторы, воздействующие на данный феномен, и предпринята классификация социального настроения. Во второй главе рассмотрены средства массовой информации как фактор формирования социального настроения населения; проанализированы методы и приемы, используемые для воздействия на социальное настроение граждан через средства массовой информации. В третьей главе приведены результаты эмпирического исследования влияния СМИ на социальное настроение населения, определены механизмы его формирования. В заключении даны краткие выводы по работе и сформированы рекомендации.